Правительство России в начале февраля 2016 года ввело утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы. Кроме прицепов для легковых и грузовых автомобилей в эту категорию попала дорожная, строительная, сельскохозяйственная техника, квадроциклы, снегоходы
Базовая ставка на спецтехнику — 150 тыс. рублей. К ней чиновники разработали поправочные коэффициенты в зависимости от веса, мощности и возраста техники, как будто габариты и мощность влияют на стоимость утилизации.
Так, за ввозимый в Россию колесный трактор мощнее 380 л. с. и старше 3 лет придется заплатить 6 млн рублей, что вдвое выше его цены на вторичном рынке. Сбор за такой же, но новый трактор — 1,4 млн рублей, или 23% от цены. По какой—то злой иронии законодателей самый большой сбор касается простой и недорогой техники. Прицеп для перевозки лодок автовладельцы раньше покупали за 80 тыс. рублей. А с учетом сбора его цена подскочила до 330 тыс. рублей. Прицепы для грузовиков подорожали с 700 тыс. рублей до 1,2 млн.
Российских производителей удивил не только размер сбора, но и тот факт, что им тоже придется платить. «Мы полагали, что сбор введут только на импортируемую технику. И тогда у нас, как у российских производителей, было бы преимущество по сравнению с зарубежными. Но его ввели для всех», — разочарован Рудольф Мердиан, генеральный директор компании «Новтрак».
Лесозаготовители, сельхозпроизводители охотно покупали недорогую подержанную импортную технику из—за отсутствия отечественных аналогов и возможности взять кредит на приобретение нового форвардера или трактора. Теперь их лишили возможности обновить и пополнить парк машин.